Валерий Чкалов бесплатно в хорошем качестве

Валерий Чкалов
Валерию Чкалову скучно летать без фантазий — виражей, мертвой петли, озорных пролетов под мостами. Уволеный за подобные шалости, он становится легендарным летчиком, испытателем первых истребителей…. Имя Валерия Чкалова известно, наверно, любому человеку, живущему в нашей стране, кто когда-либо интересовался отечественной историей или просто мечтал о небе, самолетах и авиации… Чкалов — это легенда. Это беспрецедентный пример мужества, дерзости и отваги. Он был первым, кто на самолете пересек Северный полюс и совершил посадку в Америке. Тогда это событие было воспринято всеми как невероятная победа. Советский Союз ликовал, Америка рукоплескала советским летчикам так же, как спустя двадцать лет весь мир будет аплодировать Юрию Гагарину.

И, конечно же, личность Чкалова не могла не заинтересовать кинематографистов. В 1940 году Михаил Калатозов (будущий обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за «Летят журавли») на Ленинградской киностудии приступил к съемкам фильма о «Сталинском соколе», как было принято тогда называть Чкалова с трибун и в газетах. А завершился съемочный процесс, когда уже во всю грохотали пушки и гремели взрывы. Начало войны очень тяжело ударило по людям. Страна несла невероятные по масштабам потери, прежде всего человеческие. Чтобы нация не пала духом, чтобы стоически переносила все невзгоды страшного времени, необходимы стали героические, оптимистические киноленты, вселяющие уверенность в будущей победе, воспевающие подвиг и мужество простого человека. Память о полярном летчике Чкалове была очень свежа (всего 5 лет прошло с момента того самого перелета в Америку и три года со дня трагической гибели героя), поэтому фильм о его жизни был воспринят публикой на ура.

Каким же увидел зритель легендарного летчика, любимца всей страны? Прежде всего, это не плоский плакатный типаж, каких было немало в те годы. Перед нами живой, эмоциональный человек. Владимир Белокуров, будучи талантливым театральным актером, наделил своего героя яркими чертами. Прежде всего, нужно отметить чисто внешнее сходство артиста с прототипом. Во всем облике главного героя, во всех его широких размашистых движениях и жестах, в громком голосе и открытой бесхитростной улыбке есть что-то совершенно русское, богатырское, раздольное… Он настоящий сын своей Родины, выросший на берегах Волги-матушки.

А если сравнивать с теми фактами жизни летчика, которые известны историкам, то портрет, нарисованный Белокуровым и Калатозовым, выглядит более чем правдоподобно: бузотер, хулиган, не выходящий с гауптвахты, выдумщик и злостный нарушитель дисциплины. Как говорил в фильме командир Алешин, или по-простому батя:
или 
… Таким он и был в жизни, ведь недаром в памяти народа Чкалов остался не только как герой — полярный летчик, но еще и как безрассудный мальчишка, пролетевший на самолете под Троицким мостом в Ленинграде, ради того, чтобы добиться любви девушки. Это, конечно, легенда. Но какая красивая. Кстати, этот сумасшедший пролет под мостом повторил в 1940 году летчик Евгений Борисенко специально для съемок этого фильма. Больше на такой отчаянный шаг не решился никто и никогда.

Очень душевно, с теплотой сняты эпизоды, приоткрывающие личную жизнь героя-летчика. Сцена в Летнем саду, когда Валерий на руках несет свою будущую жену через большую лужу и дерзко, по-хулигански целует ее, а Ольга дает ему отпор, смотрится очень мило и с улыбкой. А с какой нежностью Чкалов держит на руках своего сына и рассуждает о том, как правильно должны резаться зубки…

И очень ярко воспринимается краткое выступление нашего героя с удальским свистом перед публикой в Ванкувере, где приземлился самолет:
Это выступление, пожалуй, даже посильнее Хрущева с его ботинком будет, и ведь это не выдумка режиссера. И что летели они втроем — Чкалов, Байдуков и Беляков — на высоте 6000 м на обледенелом самолете, экономя кислород и дыша в маску по очереди, так что кровь носом шла, и в обморок они по очереди падали… — это тоже правда, ведь недаром одним из сценаристов выступил друг и соратник Чкалова — Георгий Байдуков.

Вообще, говоря о том, кто принимал участие в съемках этой ленты, каждое имя хочется написать золотыми буквами.

Шикарный МХАТовский актер Владимир Белокуров — Народный артист СССР, прославился в народе именно работой в этом фильме, а также ролью боцмана в комедии «Полосатый рейс». А московской публике Белокуров известен как один из лучших Чичиковых в постановке «Мертвых душ» на сцене и как талантливый театральный педагог, профессор кафедры актерского мастерства ГИТИСа.

В роли Ольги, жены Чкалова — Ксения Тарасова, Заслуженная артистка РСФСР, практически всю свою жизнь отдала Малому театру. В ее исполнении любимая женщина великого летчика красива, интеллигентна, обаятельна и мудра настолько, чтобы «не вмешиваться в летные дела» своего вспыльчивого супруга.

Несколько актеров не упомянуты в титрах, но не сказать о них просто невозможно.

Маленькая, но яркая роль комментатора на празднике, когда состоялся авиапарад, досталась Марку Бернесу. Это потом будут его триумфальные «Два бойца» и незабываемые «Шаланды, полные кефали…», а пока — один трехминутный эпизод.

Любой ценитель родного ретро узнает очень мощного, обаятельного актера Бориса Андреева в роли механика «Чижика». Он появляется в нескольких забавных эпизодах.

Еще одно актерское камео, не отмеченное в титрах, — несколько секунд на экране мы видим молоденького, почти не узнаваемого Аркадия Райкина (американский журналист с белозубой улыбкой). Будущая легенда, а сейчас его настолько мало, что даже имя в титрах можно не писать.

Отдельно надо рассказать про участие в картине Михаила Геловани. Геловани в те годы был официально одобренным актером на роль вождя всех времен и народов Сталина. И в этой ленте были моменты с его участием. Режиссер фильма, соблюдая историческую достоверность, включил в картину эпизод встречи Чкалова со Сталиным перед отправкой самолета на Северный полюс. Сталин дает напутственное слово, Чкалов клянется выполнить задание. Так фильм и вышел на экраны. Но прошло 20 лет, политика в стране переменилась, культ личности вождя был развенчан, и все старые ленты, снятые в довоенное время и в годы войны, подверглись цензуре. В 1962 году из картины был хирургически удален этот эпизод с участием Геловани-Сталина, а также старательно были отредактированы все моменты, где были видны портрет вождя или лозунги, и, ко всему прочему, фильм был полностью переозвучен. Слова «Сталинский сокол» были заменены на «славный орел», и были переписаны некоторые диалоги. И до сих пор по телевидению и на DVD фильм выходит в версии 1962 года, а значит, оценить игру Геловани и изначальный режиссерский вариант картины пока не представляется возможным.

Чкалов — человек-легенда, таким сберегла его память соотечественников. Только после просмотра этой картины появилось ощущение, что он стал намного ближе, роднее, это уже больше Человек, нежели далекая абстрактная легенда. И вся соль героя-летчика В. П. Чкалова заключена в одной фразе, прозвучавшей в фильме, — 
И он ушел победителем. Ушел в 34 года, на взлете. Но этого трагического момента мы в фильме не увидим. Зрителя ждет красивый открытый финал и самолет, улетающий вдаль к горизонту… Шел 1941 год…
.